АМУСИН
Иосиф Давидович
(1910-1984)
Гебраист, кумрановед, историк Древнего Востока. Род. в
г. Витебск, в семье служащего. Жил в Ленинграде. Арестован
за участие в молодежном сионистском кружке (ст. 58-4). 28
сент. 1928 осужден ОСО при Коллегии ОГПУ на 3 года ссылки;
28 нояб. 1928 срок ссылки снижен до 2 лет. Вернулся в 1930.
Учился на ИФ ЛГУ (ок. 1941). Арестован повторно в янв. 1938;
в заключении по 1939. Участник ВОВ, награжден медалями.
После войны преп. ЛГУ и ЛГПИ им. А. И. Герцена (1945-50).
В 1949 защитил канд. дисс. "Послание императора Клавдия
к александрийцам (41 г. н. э.) как источник для соц.-полит.
истории I в. н. э.". В период "борьбы с космополитизмом"
вынужденно покинул Ленинград: в 1950-54 преп. в Ульяновском
пед. ин-те. По возвращении науч. сотр. ИА и ИВ АН СССР (1955-84).
Докт. ист. наук (1965; по совокупности работ). С конца 1950-х
занимался изучением новооткрытых текстов Кумрана ("рукописей
Мертвого моря"), которым посвятил около 100 работ,
став со временем одним из крупнейших мировых кумрановедов.
От изучения кумранских рукописей как источников по соц.-эк.
истории все больше обращался к ист.-религ. проблематике,
рассматривая идеологию кумранской общины как своего рода
посредствующее звено между ветхозаветным иудаизмом и христианством
(своеобразие и уникальность которого он при этом не уставал
подчеркивать). По делу 1928 реабилитирован в 1989*.
Соч.: К эдикту Тиберия Юлия Александра
(OGIS II, 669) // ВДИ. 1949. № 1. С. 73-75; Письмо и эдикт
императора Клавдия: (К вопросу о подлинности эдикта у Флавия)
// Там же. № 2. С. 221-228; Термины, обозначающие рабов
в эллинистическом Египте по данным Септуагинты // Там же.
1952. № 3. С. 46-67; "Народ земли": (К вопросу
о свободных земледельцах древней Передней Азии) // Там же.
1955. № 2. С. 14-36; Документы из Вади-Мурабба'ат // Там
же. 1958. № 1. С. 104-124; 1961. № 4. С. 136-147; Рукописи
Мертвого моря. М., 1960 (2-е изд.: 1961); Находки у Мертвого
моря. М., 1964 (2-е изд.: 1965); "Избранник Бога"
кумранских текстов // ВДИ. 1966. № 1. С. 73-79; Медный
свиток и его изучение // Аллегро Дж. Сокровища Медного свитка.
М., 1967. С. 4-15; Тексты Кумрана. Вып. 1. М., 1971. С.
13-349, 425-495 (введ., пер. с древнеевр. и арамейского
яз., комм.); Клятва ессеев // ВДИ. 1975. № 1. С. 151-158;
Кумранская община. М., 1983; Проблемы социальной структуры
обществ древнего Ближнего Востока (I тыс. до н. э.) по библейским
источникам. М., 1993; Amussin J. D. The Qumran Commentaries
and Their Significance for the History of the Qumran Community.
Moscow, 1967; Bemerkungen zu den Qumran-Kommentaren // Bibel
und Qumran: Beitrage zur Erforschung der Beziehungen zwischen
Bibel und Qumranwissenschaft: H. Bardtke zum 22.9.1966.
B., 1968. S. 9-19; Amoussine J. Observatiunculae Qumraneae
// Revue de Qumran. 1971. N 28. P. 533-552.
Лит.: Старкова, 1960. С. 275;
Лившиц Г. М. Очерки по историографии Библии и раннего христианства.
Минск, 1970. С. 93-95, 323; Азиатский музей. С. 533, 534,
540, 554-558; Перченок, 1978. С. 432; Иосиф Давидович Амусин:
(Некролог) // ВДИ. 1984. № 4. С. 220; РВост. № 4. С. 116;
Дьяконов, 1995. С. 462; Маньков, 1995. С. 170, 182, 185;
Милибанд. Кн. 1. C. 69-70; Очерк жизни и деятельности //
Amuszin J. D. A Qumrani Kozosseg. Bp., 1986. P. 402-406;
Amusin I.: (Necrolog) // Israil Exploration Journal. 1986.
Vol. 35. P. 76.
|