МАТОРИН
(Моторин)
Николай
Михайлович
(1898-1936)
Этнограф, в некоторых работах касавшийся проблем Востока.
Род. в д. Первитино Тверской губ., в дворянской семье. В
1916 ок. с серебр. медалью Царскосельскую классич. гимназию.
В 1917 с ИФФ ПУ (где занимался египтологией у Б. А. Тураева
и И. М. Волкова) призван на воен. службу. В марте 1919 вступил
в РКП(б). На сов. и парт. работе в Гдове (1920-22); с июля
1922 в Петрограде: секр. предс. Петросовета, предс. ИККИ
Г. Е. Зиновьева и др. Несмотря на отсутствие высш.
образования, преп. общ. дисциплины в петроградских вузах;
науч. сотр. Ленинградского НИИ марксизма. После 14-го съезда
ВКП(б), подобно многим деятелям ленинградской парторганизации,
отправлен в провинцию - Псковскую обл., затем в Казань,
где работал в ТатНКП. Зам. предс. Центр. совета Союза воинствующих
безбожников Татарии. Опубл. до 40 статей в г. "Красная
Татария" по истории, этнографии, борьбе с "религ.
пережитками". В Татарии в 1927 исключен из ВКП(б) как
оппозиционер, в 1928 восстановлен. В 1928 написал здесь
свою первую и наиболее примечательную науч. работу "Религия
у народов Волжско-Камского края прежде и теперь", интересную
сведениями о языческом субстрате в исламе поволжских народов,
которые М. сам собирал как полевой этнограф. Активно участвовал
в работе ОИАЭ при Казанском ун-те, прочитал ряд докладов.
В 1928 вернулся в Ленинград; доцент этногр. отд. геогр.
фак-та ЛГУ (читал курсы совр. состояния религ. верований
в СССР, сов. строительства и нац. вопроса); с июля 1930
предс. его обл. совета Союза воинствующих безбожников; с
янв. 1930 зам. предс. КИПС/ИПИН; с окт. 1930 дир. МАЭ. В
ИПИН рук. полевыми иссл-ниями православия, сектантства и
язычества в Поволжье, изучением изменений в экономике и
быте населения СССР в связи с социалистическими преобразованиями;
вел семинарские занятия по этнографии для аспирантов ИПИН
и ГАИМК. Участник 1-го музейного съезда в Москве (дек. 1930),
на котором как чл. президиума возглавил полит. травлю Б.
Ф. Адлера, повинного лишь в том, что его ст. была издана
в заруб. науч. ж. В 1931-33 отв. ред. ж. "Сов. этнография".
В начале 1930-х занимал большое число "отв." должностей,
выступая как "крупный организатор науки" и "гл.
методолог по истории" (наряду с А. Г. Пригожиным) в
Ленинграде. Разрабатывал "науч. обоснование" начавшихся
в это время репрессий в отношении сектантов. Выступал в
качестве общ. обвинителя на ленинградском процессе против
секты скопцов. Однако с записью в анкете о былом участии
в оппозиции ему не суждено было пережить кадровой "чистки"
в Ленинграде, последовавшей за убийством С. М. Кирова. 29
дек. 1934 исключен парткомом АН из ВКП(б) как "активный
оппозиционер в прошлом, не порвавший идейных связей с контрревол.
зиновьевской оппозицией в посл. годы". В ночь на 3
янв. 1935 арестован. 13 февр. осужден ОСО при НКВД СССР
на 5 лет ИТЛ. Отбывал срок в СредАзЛаге при совхозе "Малек"
под Ташкентом. В условиях лагеря писал ст., сост. "Программу
для собирания мат-лов по религ. представлениям и культу.
Бытовой ислам". В февр. 1936 этапирован в Ленинград,
на новое следствие по делу "контрревол. зиновьевской
группы". Обвинен в активном участии в "контрревол.
троцкистско-зиновьевской террор. организации, осуществившей
убийство С. М. Кирова". 11 окт. 1936 выездной сессией
ВК ВС СССР приговорен к ВМН. Расстрелян сразу же после оглашения
приговора. Реабилитирован в 1958.
Соч.: Религия у народов Волжско-Камского
края прежде и теперь: Язычество. Ислам. Православие. Сектантство.
М., 1929; Этнография и советское строительство: (Тез. докл.)
// Этнография. 1929. № 2. С. 118-121; Религия и борьба с
нею в Северном крае. Л., 1930; Программа для изучения бытового
православия. Л., 1930 (совм. с А. Невским); Женское божество
в православном культе: Пятница-Богородица: Очерк по сравн.
мифологии. М., 1931; Жрецы и знахари: Классовая роль жречества
у народов Волжско-Камского края // Религиозные верования
народов СССР. Т. 2. М., 1931. С. 282-286; Первобытное общество.
Л., 1932 (ред.); 15 лет советской этнографии // СЭ. 1932.
№ 5/6. С. 1-14; С. Ф. Ольденбург как этнограф: (Некролог) //
СЭ. 1934. № 1/2. С. 3-5; Две поездки в Поволжье // СЭ. 1934.
№ 4. С. 115-117; Абиссиния (Эфиопия): Сб. ст. М.; Л., 1936
(ред., совм. с Д. А. Ольдерогге; имя М. после ареста снято
с титула); Программа для собирания этнографических и фольклорных
материалов // ЭО. 1994. № 3. С. 155-158.
Лит.: НРЛ. С. 232; Отчет за 1930.
С. 248-251, 261; Носова Г. А. Н. М. Маторин как историк
религии: (К 70-летию со дня рождения) // Вопросы научного
атеизма. М., 1969. Вып. 7. С. 366-386; Решетов А. М. Н.
М. Маторин - педагог, организатор науки, исследователь:
(К 90-летию со дня рождения) // Полевые исследования ГМЭ
народов СССР 1985-1987 гг.: Тез. докл. науч. сессии. Л.,
1989. С. 23-25; Попов В. А. Дмитрий Алексеевич Ольдерогге
(1903-1987): К 90-летию со дня рождения // Кунсткамера.
1993. Вып. 2/3. С. 364; Мокшин, 1993. С. 204, 237; Слезкин,
1993. С. 119-120; Решетов А. М. Николай Михайлович Маторин:
(Опыт портрета ученого в контексте времени) // ЭО. 1994.
№ 3. С. 132-159; № 4. С. 204-205, 213-216, 221; Гаген-Торн,
1994. С. 59; Дьяконов, 1995. С. 258, 277, 337, 745; Живов
В. Скопцы в русской культуре: (По поводу книги Н. Волкова)
// НЛО. 1996. № 18. С. 396; Германов, 1996. С. 135; Knight,
2000. P. 374; Bertrand F. L'anthropologie sovietique des
annees 20-30. Configuration d'une rupture. Bordeaux, 2002.
P. 335 (им. ук.).
|