БАРАДИЙН
(Барадин)
Бадзар Барадиевич
(1878-1937)
Монголовед, тибетолог, буддолог; общ. и гос. деятель;
писатель, драматург. Род. в местности Могойтуй Агинского
аймака Бурятии, в семье скотовода. Учился в Читинской городской
школе и в СПб., в частной гимназии П. А. Бадмаева (1896-98).
Не ок. курса, уехал на родину, откуда в 1900 в качестве
переводчика богатого бурят. купца совершил путешествие по
Германии, Швейцарии и Италии. В 1902 поступил вольнослушателем
на ФВЯ СПбУ, где изучал монг., тибет. и санскрит под рук.
акад. С. Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского. В
1905 послан вместе с Далай-ламой, возвращавшимся на родину
из Урги, в Тибет, где изучал язык, культуру и быт тибетцев.
Провел 8 месяцев в монастыре Лавран на сев.-вост. Тибета.
По возвращении (1907) награжден ИРГО премией им. Н. М. Пржевальского.
В 1908-17 преп. монг. яз. в СПбУ. После Февр. революции
вернулся в Бурятию, занимался науч.-пед. и общ.-полит. деятельностью.
Нарком просвещения Бурят-МонгАССР (1923-26), чл. БурЦИК
(1923-30), предс. Уч. к-та (1923-29), зам. дир. Ин-та культуры
(1929-35), зав. каф. бурят. яз. и лит-ры в Пед. ин-те в
Улан-Удэ (1932-35). Много работал в обл. латинизации бурят.
письменности и по созданию бурят. лит. яз. С марта 1936
в Ленинграде. Науч. сотр. ИВ АН СССР, преп. ЛИФЛИ. Жил в
общежитии при Буддийском храме (Старая Деревня). Арестован
22 февр. 1937 УНКВД ЛО; обвинен по ст. 58-1а, 7, 8, 9, 11
УК РСФСР. 24 авг. 1937 ВК ВС СССР приговорен к ВМН. В тот
же день расстрелян. Реабилитирован в 1958.
Соч.: Путешествие в Лавран. СПб.,
1908; Цам Миларайбы // Сборник в честь 70-летия Г. Н. Потанина.
С. 157-162; Отрывки из бурятской народной литературы. СПб.,
1910; Из легенд Тибета // ЖС. 1912. Вып. 2/4. С. 437-444;
К сведению верующих масс о высшем духовном соборе буддистов
Бурят-Монголии // Шинэ байдал. 1922. 2 окт. (совм. с А.
Доржиевым, Ц. Ж. Жамцарано); Статуя Майтреи в Золотом храме
в Лавране. Пг., 1924; Очерки Монголии // Жизнь Бурятии.
1924. № 4/5. С. 8-13; Беседы буддийских монахов // Сборник
МАЭ. 1925. Т. 5, вып. 2. С. 631-656; Доржи Банзаров (1822-1855)
// Бурятиеведение. 1925. № 1. С. 5-9; Буддийские монастыри:
Кр. очерк // Богданов М. Н. Очерки истории бурят-монгольского
народа / С доп. ст. Б. Б. Барадина и Н. Н. Козьмина. Верхнеудинск,
1926. С. 109-151 (то же: Orient: Альманах. СПб., 1992. Вып.
1: Буддизм и Россия. С. 62-116); Бурят-Монголы: Кр. очерк
оформления бурят-монг. народности // Бурятиеведение. 1927.
№ 3/4. С. 39-52; Литература о Монголии // Жизнь Бурятии.
1927. № 7/9. С. 115-116; Краткое руководство по грамматике
и графетике нового бурят-монгольского литературного языка.
Верхнеудинск, 1931; Латинизация письменности у бурято-монгол
// Сев. Азия. 1931. № 1/2. С. 292-293; Спорные вопросы орфографии
бурят-монгольского новолитературного языка // Культура Бурятии.
1932. № 1. С. 19-24; Грамматика новолитературного языка.
Верхнеудинск, 1933 (на бурят. яз.); Русско-бурятский терминологический
словарь по языку и литературе. Улан-Удэ, 1935; Синтаксис
бурятского языка. Улан-Удэ, 1936 (на бурят. яз.).
Лит.: Академия наук СССР за десять
лет. С. 150, 152; Барадин Бадзар Барадиевич // СЭС. Т. 1.
Новосибирск, 1929. С. 235; Стенографический отчет, 1931.
С. 34; Азиатский музей. С. 29, 31, 155-158, 168, 223, 227;
Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения. М.,
1977. С. 265-275; Савицкий Л. С. Обозрение фонда Б. Б. Барадийна
в собрании архивных документов ЛО ИВ АН СССР // ППиПИКНВ.
Ч. 3. М., 1990. С. 141-160; РВост. № 4. С. 117; Хамаганова
Е. А. Вст. ст. и примеч. // Orient: Альманах. СПб., 1992.
Вып. 1: Буддизм и Россия. С. 61-62, 116-120; Нима-Дугаров
Р. Российские востоковеды в Тибете // Россия и Восток:
Проблемы взаимодействия. Уфа, 1993. С. 106-108; Ермакова
Т. В. Исследования буддизма в России (конец XIX - начало
XX в.) // Восток. 1995. № 5. С. 139-148; История отечественного
востоковедения. С. 105, 365, 366, 368-369, 377-379, 412,
421; ЛМ. Т. 4. С. 38.
Арх.: АВ. Ф. 87.
|