КСЕНОФОНТОВ
Гавриил
Васильевич
(1888-1938)
Bыдающийся якутовед и сибиревед: этнограф, фольклорист,
историк. Род. в 3-м Мальжегарском наслеге Западно-Кангаласского
улуса Якутии. Ок. Якут. РУ (1907), ЮФ Томского ун-та (1912).
В 1913-17 присяжный поверенный в Якутске. В 1920-23 ассистент
ФОН Иркутского ГУ; его науч. рук. на первых порах был Б.
Э. Петри. По заданиям ВСОРГО предпринял большое число этногр.
экспедиций (по Якутии - 1921, 1923-26, 1933; в Бурятию -
1922, 1926). Занимался сравн. изучением религии и культуры
народов Азии, уделяя особое внимание шаманизму; исследовал
происхождение и этнографию якутов. С 1928 снова в Иркутске.
В 1930-е ст. науч. сотр. НИИ языка и культуры при СНК ЯкутАССР.
В 1937 переехал в г. Дмитров Московской обл., где дописывал
2-й т. своего труда "Ураангхай-сахалар", ставшего
еще при его жизни одним из классич. в тюркологии. Арестован
22 апр. 1938 в Москве по т. н. "якут. делу" вместе
с П. А. Ойунским. Как и последнему, К. инкриминировалось
членство в КРО "Саха омук", подг. вооруж. восстания
против сов. власти и КРТД против рук. партии и прав-ва к
моменту нападения Японии на СССР. 28 авг. 1938 ВК ВС СССР
приговорен к ВМН ("шпионаж"). В тот же день расстрелян.
Место захоронения - полигон НКВД "Коммунарка".
Реабилитирован ВК ВС СССР 22 авг. 1957*.
Соч.: Изображения на скалах реки
Лены в пределах Якутского округа // Бурятоведение. 1927.
№ 3/4. С. 64-70; Легенды и рассказы о шаманах у якутов,
бурят и тунгусов: (Мат-лы о мифологии урало-алтайских племен
в Сев. Азии). Иркутск, 1928 (переизд.: М., 1930); Хрестес,
шаманизм и христианство: (Факты и выводы). Иркутск, 1929;
Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме: (К вопросу
об умирающем и воскресающем боге). Иркутск, 1929; Пастушеский
быт и мифологические воззрения народов классического Востока.
Иркутск, 1929; Расшифровка двух памятников орхонской письменности
из западного Прибайкалья М. Рэзэненом // ЯМ. 1933. Т. 1.
С. 170-173; Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории
якутов. Т. 1. Иркутск, 1937 (2-е изд.: Якутск, 1992); Эллейада:
Мат-лы по мифологии и легендарной истории якутов. М., 1977;
Шаманизм: Избр. труды. Якутск, 1992.
Лит.: Хороших П. О докладе Г.
В. Ксенофонтова "Завоевание якутами территории Якутской
области и отражение этого в богатырском эпосе и в изображениях
на скалах по р. Лене" // Власть труда. 1922. № 69-708;
О работе этнографа Г. В. Ксенофонтова // Ксенофонтов Г.
В. Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов.
Т. 1. Иркутск, 1937. С. 3-11; Горький и Сибирь. Новосибирск,
1961. С. 262, 263, 276, 277; Эргис Г. У. Итоги и задачи
изучения якутского фольклора // Основные проблемы изучения
поэтического творчества народов Сибири и Дальнего Востока.
Улан-Удэ, 1961. С. 53-56; Г. В. Ксенофонтов - якутский ученый-этнограф //
Календарь знаменательных и памятных дат Якутской АССР на
1963 год. Якутск, 1963. С. 8-10; Советские историки-якутоведы,
1973. С. 30-40; Эргис Г. У. О научной деятельности и рукописном
архиве Г. В. Ксенофонтова // Очерки истории русской этнографии,
фольклористики и антропологии. 1978. Вып. 8. С. 122-141;
Николаев И., Ушницкий И. Центральное дело: Хроника сталинских
репрессий в Якутии. Якутск, 1990. С. 78-81; РВост. № 4.
С. 125; Иванов В. Н. "Ураангхай-сахалар"
Г. В. Ксенофонтова // Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар:
Очерки по древней истории якутов. Т. 1, кн. 1. Якутск, 1992.
С. 5-10; Решетов, 1994 (2). С. 349-350; Антонов, 1998;
Иванова, 1998. С. 189-192; РС, 2000. С. 227.
|