ПОМЕРАНЦ
Григорий
Соломонович
(р. 1918)
Философ, культуролог, публицист. Род. в г. Вильно, в семье
бухгалтера. В 1940 ок. МИФЛИ. В 1941-45 на фронте. В 1946
исключен из ВКП(б) за "антипарт. заявления"; в
1949 арестован. В 1950 осужден на 5 лет ИТЛ; срок отбывал
в КаргопольЛаге (вместе с Е.
М. Мелетинским и И. М. Фильштинским). Освобожден в 1953
по амнистии. В 1953-56 работал учителем в станице Шкуринская
Краснодарского края. После реабилитации в 1956 вернулся
в Москву. Работал в ВГБИЛ библиографом в отделе стран Азии
и Африки ФБОН/ИНИОН; опубл. несколько десятков рефератов
и обзоров по проблемам востоковедения. В сер. 1960-х складываются
самостоятельные концепции П., которым посвящены ст.: о причинах
упадка буддизма в средневек. Индии, об эволюции чань и дзэн,
об особого рода устойчивых коалициях культур (субэкуменах),
о роли масштабов времени и пространства в моделировании
ист. процесса, об общих чертах модернизации России и стран
Азии. Рук. и лектор неформальных науч. кружков, публицист
"самиздата" и "тамиздата". В 1968 должен
был защищать дисс. "Некоторые течения религ. нигилизма"
в ИВ АН СССР (Москва), но защита была сорвана из-за участия
П. в "подписантской" кампании. В 1970-80-е основные
культурологические труды П. публиковались за рубежом, тогда
как в СССР с 1976 по 1987 ни одна его статья не была пропущена
в печать. Широко известен рос. читателю П. стал в постсоветское
время, когда на родине впервые публикуются его "самиздатовские"
и "тамиздатовские" работы, а также выходят новые
труды (иногда написанные в соавторстве с З. А. Миркиной).
Соч.: О дискуссии на страницах
журнала Philisophy East and West // НАА. 1963. № 6. С. 196-200;
Кришнамурти и проблема религиозного нигилизма // Идеологические
течения современной Индии. М., 1965. С. 138-160; Параллельное
решение общей задачи: (Некоторые соображения о стадиях и
типах развития духовной культуры) // Общее и особенное в
историческом развитии стран Востока. М., 1968. С. 99-101;
"Карнавальное" и "серьезное" // НАА.
1968. № 2. С. 107-116; Европоцентрическая модель религии
и "парадоксальные религии" Индии: (Буддизм и индуизм)
// УЗ ТГУ. 1968. Вып. 201: Труды по востоковедению. Т. 1.
С. 250-266; Басё и Мандельштам // Теоретические проблемы
изучения литератур Дальнего Востока. М., 1970. С. 195-202;
Некоторые особенности литературного процесса на Востоке
// Литература и культура Китая. М., 1972. С. 292-303; Неопубликованное.
Мюнхен, 1972; О причинах упадка буддизма в средневековой
Индии // УЗ ТГУ. 1973. Вып. 313: Труды по востоковедению.
Т. 2. С. 273-309 (то же: Антология Гнозиса. Т. 1. СПб.,
1994. С. 169-195); Интеллигенция, интеллектуалы и афро-азиатские
традиции в зарубежной социологической литературе // Общество,
элита и бюрократия. М., 1974. С. 354-367; Шэньши как тип
средневекового книжника // История и культура Китая. М.,
1974. С. 362-384; Сны земли. Париж, 1984; Открытость бездне:
Этюды о Достоевском. Нью-Йорк, 1989; Лекции по философии
истории. М., 1993; Великие религии мира. М., 1995 (совм.
с З. Миркиной); Выход из транса. М., 1995; Записки гадкого
утенка. М., 1998.
Лит.: Перченок, 1978. С. 461;
РВост. № 5. С. 100; Алексеева, 1992. С. 243, 287, 295; РЕЭ.
Т. 2. С. 401; Глазов, 1997. С. 186, 202, 204, 213; Мелетинский,
1998. С. 540, 551, 552, 568.
|